четверг, 6 сентября 2012 г.

"Лев зимой", украсивший мое лето

Уезжая в отпуск на украинские моря (звучит, как по мне, совершенно дико. Украина в моей голове - это степи, поля, лесополосы, Карпатские горы, львовское кофе, реки в камне в центре городов. И никакого моря! Геополитика насмеялась над моими представлениями, и теперь морей у Украины сразу два - Черное и Азовское. Хорошо хоть, что эти моря не стали украинскими внутренними) я решил подстраховаться и отобрать пару-тройку фильмов. Ведь всякое могло быть вечером - дождь, например, или просто настроения гулять нету. В эту славную когорту вошел и фильм “Лев зимой” 1968 года выпуска в советском ленфильмовском дубляже 1973 года (на Кинопоиске про него смотреть тут).
Ну что вам сказать, граждане... Неописуемо хорошо. Не знаю, может, просто все во мне так совпало с увиденным, или просто уже отвыкли от такого уровня качества, который присутствует в фильме. У кинофильма в наличии - масса наград: и “Оскары”, и Золотые Львы, и награды Британской киноакадемии, и все они на сто процентов заслужены. А какой актерский состав! Питер О’Тул, Энтони Хопкинс, Тимоти Долтон (молоденький тогда еще, но уже видно, что он - актер!), Кетрин Хепберн! Да эти имена сами по себе - музыка. Питер О’Тул, дублированный голосом Зиновия Гердта - вдумайтесь, как это охрененно!... Что-то я увлекся, да.
В общем, отличная литературная основа - пьеса и сценарий Джеймса Голдмена, уже отлично опробованные на театральных подмостках. Хороший режиссер - Энтони Харви, который может и не рвет звезд с неба, но уж точно является крепким профессионалом, с уважением относящимся к деталям. Это именно Харви, кстати, был монтажером таких известных фильмов, как “Шпион, вернувшийся с холода”, “Лолита” (та, которая 1962 года), или “Голландец”, может, оттуда у него умение и желание шлифовать мелочи. Ну и срывающий крышу актерский состав. Все это было умело замешано, заквашено и приготовлено.

В основе сюжета положена встреча во время рождественского праздника 1183 года короля Генриха II со своей женой Элеонорой Аквитанской (которую он специально для этого выпустил ненадолго из тюрьмы) и тремя детьми - Ричардом (который потом станет тем самым Ричардом Львиное сердце), Джеффри (который мог бы многое наворотить в истории, к моменту действия фильма он уже был канцлером, но увы, не успел - нелепо погиб на турнире спустя несколько лет), и Джоном (который потом стал королем под именем Джона I или Иоанна Безземельного, о котором рассказывают много всяких крайностей как положительного, так и негативного свойства, но бесспорно то, что был он впоследствии слабым монархом, которого бароны заставили подписать Хартию вольностей, ставшую в некотором смысле основой британской демократии). Встреча задумывалась Генрихом II для того, чтобы определиться, кто из деток получит после его смерти корону. Проблема состояла в том, что Генрих II уже было назначил своего преемника - Генриха Молодого, своего старшего сына от той же Элеоноры Аквитанской, и даже короновал его при своей жизни, но править ему толком не давал, самостоятельно принимая все мало-мальски важные решения. Существует даже легенда, что на пиру по случаю коронации Генриха Молодого свежеиспеченному королю прислуживал сам Генрих II, который якобы заявил сыну “Гордись, сынок, не каждому прислуживает сам король!” В общем, Генрих Молодой не выдержал, и вместе с мамой и братьями Ричардом и Джеффри (думаю, что он и Джона бы привлек, но он тогда был уж слишком молод) поднял восстание против папы. Гражданская война (вернее, столкновения баронов и наемников с той и с другой стороны) длилась недолго, Генрих II оказался сильнее. Ричард прибежал первым к папе просить прощения, и был прощен. Элеонора Аквитанская, опытная интриганка, была отправлена в тюрьму, откуда продолжала плести свои интриги, рассылая письма направо и налево. Мелкие войны и бунты возникали неоднократно, пока Генрих молодой не умер в возрасте 28 лет от дизентерии.
Вопрос преемника опять оказался открытым. Вот для решения этого важного вопроса и собрал Генрих II в замке (каком? не помню!) свою жену и детишек. И жена, и сыновья хотят одного: власти. Ситуация усугубляется наличием молодой и красивой любовницы короля, которая давно обещана одному из сыновей. Дополнительную интригу вносит брат этой любовницы, не простой какой граф или барон, а сам молодой король Франции (именно его играет Тимоти Долтон)! Казалось бы, крысиное гнездо! Однако как же красиво построены диалоги, и как любовно они переведены. Может быть, именно благодаря умелым драматургу и переводчику семейно-государственная свара предельно циничных и властолюбивых людей превращается в произведение искусства.
Диалоги можно слушать многократно и разгребать на цитаты:
------------------------------------------------------------
Я знаю. Ты знаешь, что я знаю. Я знаю, что ты знаешь, что я знаю. Мы знаем, что Генрих знает, и Генрих знает, что мы знаем. Очень знающая семья.
-------------------------------------------------------------
Я огрызался и строил заговоры всю жизнь. Нет другого способа быть королем живым и пятидесятилетним одновременно.
-------------------------------------------------------------
— Так мило было с твоей стороны выпустить меня из тюрьмы!
— Это только на праздники.
— Как в школе.
-------------------------------------------------------------
Генрих, я должна сделать признание. Мне не очень нравятся наши дети.
-------------------------------------------------------------
В мире, где воскресают плотники, возможно все.
-------------------------------------------------------------


Конечно, все понимают, что к реальной истории этот фильм (пьеса, бродвейская постановка и т.д.) имеют где-то такое же отношение, как Гамлет - к историческим событиям Дании. Это красивое кино о семейной жизни и одиночестве в исторических интерьерах. Всемерно рекомендую к просмотру.

Комментариев нет: