воскресенье, 22 сентября 2013 г.

Нил Гейман, Коралина, История с кладбищем, Американские боги.

Писать о Ниле Геймане трудно. О нем столько написано, он получил столько премий, по его сценариям сняты удачные фильмы, его много переводят и столь же много покупают. Поэтому я буду писать исключительно о личных ощущениях, не претендуя ни на какой анализ.

Воообще мои отношения с Гейманом складывались очень странно. Я прочитал несколько его книг, но фамилия автора совершенно не оставалась в памяти, и я никак не ассоциировал очередную прочитанную его книгу с той, что читал раньше. Поэтому я только пост-фактум установил, что все, упомянутые в этой заметке книги - его.

Все началось с Коралины. Я разыскал где-то книги, награжденные премиями в области фантастики, типа Хьюго, Небьюла и так далее. Там среди совершенно взрослых, очень фантастических и даже технологических книг встречался Гарри Поттер, которого я уже читал, и Коралина, которая шла с аннотацией "страшноватая сказка для детей всех возрастов, включая тех, что считают себя взрослыми". Я посмеялся, и начал читать. Забегая вперед, могу сказать, что она таки оказалась именно тем, что было написано в аннотации - сказкой, но сказкой особого рода. Не могу сказать, что она меня захватила, но было понятно, что это совершенно особая книга. Автор рассказывал сказку, но при этом было понятно, что пишет для взрослых. Вернее, пишет так, что дети, читая или слушая эту книгу, думают, что с ними разговаривают как со взрослыми.

В общем, книга прочиталась хорошо, получила от меня баллов 8 из 10, и успешно ушла в прошлое. Потом я читал, что она была экранизирована удачным мультиком, что неудивительно - Гейман, по-моему, все пишет с прицелом на экранизацию.

Потом была "История с кладбищем"  - именно так у нас перевели Кладбищенскую книгу. Я не помню точно, но, похоже, ее тоже вынесло мне среди отмеченных премиями книг. Вполне добротная фантазийная вещь, качественная и очень добрая. Тут бы мне и запомнить фамилию автора - ан нет, не запомнилось. Зато книга принесла много приятных минут, хотя и было понятно, что в руках находится добротный коммерческий продукт, базирующийся на уже отработанных клише и накопленном опыте. Но написано было хорошо, сказать нечего. Может, и не очень глубоко, но хорошо.

В этой кладбищенской книге мне больше всего понравились именно эти вот незаметные на первый взгляд зацепки на европейские загробные верования и уже написанные об этом книги. Вообще чувствовалось, так скажем, "глубокое владение материалом))". Но в разряд шедевров я бы ее не занес, как вы понимаете, честные 7 из 10.

А вот с "Американским богами" все было совсем-совсем по другому. Она мне попалась в бумажном варианте, и там уже с первых страниц стало понятно, что книга - нерядовая уже по тому объему "фоновых данных", которыми оперирует автор. Все эти боги, герои, их вид, поведение - все это требует знания. Вот тут я уже зацепился за фамилию "Гейман" и полез в Интернет, чтобы узнать - а кто же это такой, что ради фантазийного романа поднял такой пласт знаний? И оказалось, что мы с ним давние знакомцы!))) Что Коралина и Кладбищенская книга - это его рук дело, как и сценарии к Беовульфу и Тору. Что некоторый налет комиксовости в книгах - это тоже неслучайно, он рисовал комиксы и писал к ним сюжеты. Наверное, именно эту книгу - "Американские боги" - можно считать моим подлинным знакомством с Нилом Гейманом.

И это знакомство удалось. Книга, с учетом того, что она фантазийная, а, значит, не требует таких уж глубоких сюжета и характера, очень глубокая. В ней, кроме массы фактического фольклорного материала, очень много смысловых слоев - это влияние масс-культуры, и нонконформизм сильных личностей, и потеря ориентиров в современном обществе, да масса всего! И очень, очень колоритный "визуальный ряд", насколько он может присутствовать в книге. Увы (а может и к лучшему) мне попался перевод, не оригинал, но перевод неплохой. А самое интересное, это то, что до самого конца у книги хороший, ровный темп повествования. Да, иногда хотелось ее отложить, но не потому, что было скучно, а потому, что начинал уставать от обилия характеров и персонажей, хотелось почитать о них, чтобы Чернобог не был простым словом со славянскими корнями, а идрис - словом с азиатским звучанием. И, естественно, зная Геймана - в книге много скандинавских персонажей и вообще богов Северной Европы.

Я думаю, что "Американские боги" - очень значимая книга в творчестве Геймана. Там чувствуется масштаб его, как писателя, эта книга больше, чем просто фэнтези. Это вещь, куда Гейман вложил очень многое из того, что знает и что хочет сказать читателю. А вот насколько много удасться читателю вытащить из этой книги, в большей степени зависит от самого читателя. Книга требует несуетности и желания расширять свой кругозор в части как минимум мифологии.

В общем, за Богов - 8 из 10 смело. За всего Геймана, по совокупности - тоже 8 из 10. Читайте и получайте удовольствие.


Комментариев нет: