воскресенье, 12 мая 2013 г.

Ренуар. Последняя любовь. 2012 год.

Совершенно удивительный по атмосфере фильм. Он, как погода во время бабьего лета – спокойный, солнечный, с запахом дымка и гниющих листьев. Солнце просачивается через пыльные стекла и ложится на загрунтованный холст Ренуара невесомыми мазками неповторимого цвета.

Про это кино невозможно рассказать. Его нужно смотреть обязательно тем, кто ценит пикториальную составляющую кинематографа. В центре фильма – семья Ренуара в конце жизни великого живописца, во время первой мировой войны. В семье сложные отношения между самим художником и его натурщицами, между натурщицами и его детьми, между сыновьями художника и самим художником. И все это снято неторопливо, как и положено в пикториальном фильме, что ни кадр – то картина, и все настроение фильма какое-то не рассудочное, но ориентировано на восприятие. При этом в фильме присутствует и темперамент, и сюжет, и сложные взаимоотношения, и интрига.

Совершенно чарующе показаны женщины и женское тело. Хочется смотреть и смотреть на эти плавные линии, и даже женские свары воспринимаются как-то не трагически, а как явление природы, совершенно необходимое для достижения гармонии.

Образ самого Ренуара создан очень здорово. Он сложный. В нем есть и трагизм скорой смерти, и наслаждение достигнутым, и желание творить, и огонь мужественности, и страдание болезней. Он скованными болезнью пальцами сжимает кисть,  и не останавливает работу не потому, что он кому-то обязан, но потому, что в нем горит огонь творчества. Глубокий старик, он свежо воспринимает жизнь и ощущает ее острее и тоньше, чем многие более молодые люди. И то, что он влюбляется в своих натурщиц, не смотрится распущенностью, скорее похоже на проявление неукратимого жизнелюбия и жажды жизни. Да, Ренуар жаден - жаден к творчеству, к экспериментам, к жизни, к восприятию. И показано это явно, но не излишне прямолинейно, не через слова и простые поступки, а через мягкие штрихи, через взгляды и полутона.

Я думаю, этот фильм – 9 из 10 точно. Может, даже 9,5 из 10. Почему не 10? Потому, что иногда ритм фильма сбивается и некоторые эпизоды затянуты из-за применения уже сыгравших изобразительных приемов. Хотя, допускаю, это всего лишь мои придирки.

Комментариев нет: