воскресенье, 27 октября 2013 г.

Обещание, 2001

Давно уже хотел посмотреть это кино (страница на Кинопоиске - тут). Отличные актеры - Джек Николсон, Бенисио Дель Торо, Аарон Экхарт, Хелен Миррен и даже Ванесса Рэдгрейв с Микки Рурком. Режиссер - Шон Пенн. История, положенная в основу фильма - от Дюрренмата. Номинации на каннскую Пальмовую ветвь и на берлинского Золотого медведя. Съемки - в Канаде, в красивейших первозданных местах. После такого замеса фильм по определению не может быть говном!

И при этом фильм не окупился по деньгам, и не получил ни одной весомой награды, даже тех же ветвей и медведей, на которых номинировался. В чем же дело? В общем, кино просто обязательно надо было посмотреть.

И я его посмотрел. Странное получилось впечатление. 

Во-первых, Николсон и остальной актерский состав был более чем на высоте. Тут просто нет никаких вопросов, можно было просто смотреть на актеров, не думая о сюжете. 

Во-вторых, фильм очень органично встроен в природу, на фоне которой разворачивается действие. Все идет мееедленнно, как течение широкой канадской реки, где вдруг БАЦ! неожиданно оказывается водоворот там, где его совершенно не ждешь! Или вместо водоворота - камень, бревно, труп или просто зеркальце на дне отвечивает... Природа, как и должно быть в хорошем фильме, является еще одним действующим лицом, она не просто фон, она создает атмосферу и активно влияет на восприятие. Молодец режиссер, мало кто умеет так органически переплетать действие с окружающей это действие реальностью.

В-третьих, нужно просто настроиться, что это не просто детектив. Это - детектив по Дюрренмату, снятый Шоном Пенном. Значит, все будет угрюмо, с намеками и очень стильно. Нужно не спешить, смотреть медленно и внимательно, и ждать. Вот намеки на безумие, периодически захлестывающие героя Николсона, напоминая что-то Твин-Пиксовое... А вот, как в Крестном отце, едят апельсин в очень похожем контексте... А вот о ловле на живца рассказывают... И уже не видно, действует ли герой сознательно, или его мания стала такой неотъемлемой частью его самого, что уже и сознания не нужно...  Мелкие штрихи создают странное действо, качественное и необычное.

Почему при всех этих достоинствах фильм не обласкан ни зрителями, ни судьями кинофестивалей, ни маститыми критиками? Не знаю. Но за себя могу сказать - при совершенно четком ощущении качественности, высокой художественности зрелища меня не отпускало некоторое ощущение вторичности (вот все эти Твин-Пиксовости и отсылки к киношаблонам вроде апельсина) и некоторой лоскутности. Я не могу передать точнее, но это так. Как вроде собрали хорошие ингредиенты для блюда, сварили вместе, и вышло что-то слишком какофоничное и разновкусовое... Фильму, по моему скромному мнению, не достает гармоничности, выверенности. И поэтому его, при всех его бесспорных достоинствах, нельзя считать безусловной удачей.

Хотя признаюсь: это фильм из тех, что захлестывает потом. Вот уже все кончилось, лег спать... а думаешь о нем и он накрывает... ну или на следующий день - делаешь что-то малозначащее, и вдруг ловишь себя на мысли, что прокручиваешь кадры из Обещания... 

Поэтому оцениваю кино на 8 из 10. Вещь замечательная и необычная. Могу рекомендовать с учетом высказанного выше.

Комментариев нет: