воскресенье, 6 октября 2013 г.

Пространство прозы, МХТ им. Чехова.

Удалось посетить это чудесное действо. Идея его такова: актеры на основной и на малой сцене читают современную прозу - Петрушевскую, Искандера, Пелевина, Вырыпаева, Горалик, Рубину и так далее. Много коротких рассказов, на каждый рассказ - один, два, три актера, или целая группа (5-6 человек), известные и молодые, дети и музыканты. Да-да, дети. И живая музыка - легкая инструменталка и джазовые импровизации. Актеры переходят из зала в зал, успевая по очереди читать и там, и там, а зрителям иногда включают трансляцию из другого зала. В общем, динамично, необычно, энергично и увлекательно.

"Пространство прозы" Брусникиной я считаю одним из самых удачных проектов. И абсолютно беспроигрышным. В этом проекте при минимуме вложений как режиссерских усилий, так и театрально-сопроводительных эффектов (вроде декораций, света и прочего) можно получить максимальную зрительски-эмоциональную отдачу. С другой стороны, все-таки необходима определенная подготовка зрителей к восприятию современного литературного текста. Ну и в подборе авторов всегда есть риск - не каждый готов к Пелевину и Вырыпаеву. Тут важно, чтобы актер умел не просто прочитать, а передать зрителю результат своего эмоционального восприятия текста.

Однако все получилось. Вернее, почти все. В течение почти трех с половиной часов действа были явные взлеты и некоторые спады, быть может совершенно субъективные. И был один объективный провал - это Ирина Мирошниченко и чтение ею Иртеньевской "Записки". Я невысокого мнения об Ирине Мирошниченко как актрисе, но в этом плане мое мнение - это только мое мнение, я и Доронину на дух не выношу. Но тут уже не только мое впечатление - я следил за лицами людей, пока на сцене была Мирошниченко. Собственно, я следил за чужими лицами потому, что за чтением в ее исполнении следить было бессмысленно - читала она откровенно плохо, плоско, спешила, комкала слова, кривлялась, манерничала невпопад и просто портила текст. На лицах многих зрителей было недоумение из-за такой чудовищной разницы в уровне исполнения между Ириной и остальными. Даже ребенок в вырыпаевском отрывке выглядела убедительнее маститой актрисы, хотя бы благодаря искренности и эмоциональной вовлеченности в то, что делается. И не нужно говорить о возрасте - Киндинов на сцене, несмотря на явные проблемы со здоровьем, выглядел куда более убедительно. Она же была просто никакой, лишней.

В остальном все было или очень хорошо, или прекрасно. Три часа с хвостиком пролетели на одном дыхании (кроме 10 минут моей жизни, украденных Ириной Мирошниченко). Стало окончательно понятно, что хороший актер с любым текстом может сделать все, что захочет сам. Он может его расцветить, а может уничтожить. А может просто выйти на сцену и считать "раз-два-три..." и зрители будут заворожены. Но если совпадают в едином целом актер, его восприятие и текст - получается волшебство, и только из звуков возникают миры. Актер создает вселенные, просто почти неподвижно стоя (или сидя) у микрофона! Зрелище завораживающее и совершенно неповторимое.

Ну и энергетика текстов.... Черт! Все мы складываем звуки в слова, а буквы - в строчки. Но как эти люди умеют из этого простого в общем-то дела сделать великое искусство??? Как делаются эти строки, как рождаются у них сюжеты, как из вечных и простых сюжетов создаются новые и запоминающиеся повести и рассказы? Как у них это получается? Вечная тайна творчества, упругие кольца слов, сжимающих разум смыслами...

"Мой приятель умер и явился ко мне во всей красе. Явился, похожий на статую командора. И между нами состоялась следующая банальная беседа:
Приятель. А мир то конечен.
Я. Да, я читал об этом у Розанова.
Приятель. А мир то бесконечен.
Я. Да, я читал об этом у Достоевского.
Приятель. А жизнь то бесполезна.
Я. Да, я читал у Беккета.
Приятель. А любовь то проходит.
Я. Читал у Толстого. Стоило ли умирать, чтобы понять эти истины?
И тут моего приятеля просто прорвало, он начал выступать:
Приятель. Скандалить! Вот в чем смысл бытия. Везде и повсюду скандалить! Врать друзьям и предавать учителей. Изменять жене и клясться в любви не любимой женщине. Исцарапать лакированное покрытие письменного стола в доме родителей. Разбить витрину спортивного магазина и надавать пощечин своей любимой. Жить только для себя и ревновать чужих жен к их мужьям. Пить алкоголь и сквернословить при детях. Хамить старикам и считать себя умнее других. Оскорблять бритоголовых парней на улице и быть избитым ими до смерти. Умереть и продолжать скандал!.
На этом дар красноречия у моего приятеля иссяк. Он подошел ко мне и протянул свою белую, гипсовую руку. Я небрежно пожал ее."
- это из прекрасного Вырыпаева, "Сентенции Пантелея Карманова"

Граждане, 9,5 из 10. Пол-балла за наличие Мирошниченко я снимаю, без нее было бы честных 10 из 10.

Комментариев нет: